В этой статье вы узнаете:
- Что такое профессиональные навыки для резюме.
- В каком разделе указывать ключевые навыки.
- Какие профессиональные умения описать в резюме.
- Примеры профессиональных навыков: общие + специфические для разных профессий и специальностей. Всего — более 100 примеров «скилов», которые можно указать в резюме.
Также подскажем, как правильно описывать профессиональные навыки. Ответим на частые вопросы по теме материала.
Что такое профессиональные навыки для резюме
Навыки могут быть общими (они востребованы во многих сферах деятельности) и специфическими (навыки, которые применимы для какой-то узкой деятельности — они характерны для конкретной профессии).
Также навыки делятся на hard skills и soft skills:
- Hard skills — «жесткие» навыки; профессиональные умения человека, которым можно научить и которые можно измерить. Например, «Программирование на Python», «Работа в 1С».
- Soft skills — «мягкие навыки»; универсальные компетенции, которые гораздо труднее измерить количественными показателями. Например, «Коммуникабельность», «Стрессоустойчивость».
Профессиональные навыки — первое, на что смотрит HR, когда анализирует резюме соискателя. Поэтому соискателю очень важно в полной мере отразить информацию о компетентности, опыте, умениях и знаниях — так он увеличит шанс получения высокооплачиваемой работы.
Можно сказать, что профессиональные навыки — это список достоинств претендента на вакансию; эти умения помогают HR-менеджеру сделать выбор в пользу того или иного соискателя на определенную должность.
В каком разделе описывать профессиональные навыки
Профессиональные навыки нужно описывать в специальном разделе резюме — его можно озаглавить «Навыки» или «Профессиональные навыки». Размещайте раздел с ключевыми компетенциями в начале резюме — на видном месте, — чтобы HR-менеджеру не нужно было тратить время на поиск этого раздела.
На скриншоте ниже вы можете увидеть пример размещения раздела с навыками в резюме.
Можете использовать его в качестве шаблона при составлении собственного резюме.
Какие профессиональные навыки указывать в резюме
Профессиональные навыки можно разделить на несколько категорий и групп: организаторские, лидерские, коммуникативные, прикладные и дополнительные.
Группа: | Описание: |
Организаторские | Сюда можно отнести такие навыки, как: тайм-менеджмент, планирование, разработка стратегии, многозадачность, работа с большим объемом информации. |
Лидерские | К этой категории ключевых навыков можно отнести: мотивация сотрудников, умение брать ответственность за подчиненных, опыт управления большой командой. |
Коммуникативные | Для этой группы профессиональных навыков характерны умения, которые относятся к коммуникативным навыкам, которые можно применить в профессиональной деятельности: ведение переговоров, обработка возражений, работа с претензиями, публичные выступления, урегулирование конфликтов и спорных ситуаций. |
Прикладные и дополнительные | К этой категории ключевых навыков относятся: умение пользоваться ПК, знание иностранных языков, делопроизводство, обработка баз данных, метод слепой печати. |
Указывайте в резюме профессиональные навыки, которые будут актуальны для работодателей. Не нужно составлять список из 100 пунктов — их просто никто не прочтет. Опишите 10-15 самых важных ключевых навыков.
Примеры универсальных профессиональных навыков: общий список
Существуют общие профессиональные (прикладные) навыки, которые можно указать в своем резюме. Они подойдут для профессий, где не требуются специфические знания. Также их можно добавить в любое резюме.
Давайте рассмотрим примеры универсальных ключевых навыков, которые вы можете добавить в свой список:
- Умение находить нужную информацию.
- Знание иностранного языка.
- Владение языками программирования.
- Тайм-менеджмент.
- Навыки планирования задач.
- Ведение закупочной деятельности.
- Составление отчетности.
- Знание ПК.
- Работа с большим объемом информации.
- Навыки деловой переписки.
- Умение вести переговоры.
- Составление прогнозов.
- Участие в инвентаризациях и ревизиях.
- Знание офисной техники.
- Опыт в продажах.
- Умение проводить презентации.
- Эффективная деловая коммуникация.
- Делегирование задач.
- Опыт публичных выступлений.
- Знание законодательства РФ.
- Выстраивание долгосрочных отношений с партнерами и клиентами.
- Способность урегулировать конфликт.
- Знание основных общенаучных принципов и подходов методологии.
- Техническая грамотность, понимание основных принципов работы систем и ПО.
- Работа со статистикой.
- Обработка первичных данных.
- Опыт телефонного маркетинга.
- Умение работать в команде.
- Навык организации рабочего процесса.
- Управление проектами.
- Ведение переговоров на высшем уровне.
- Организация взаимодействия между разными отделами, подразделениями и специалистами.
- Информационное и медийное сопровождение мероприятий.
- Умение вдохновлять команду и поддерживать сплоченность среди сотрудников.
- Общение с клиентами и сотрудниками в соответствии с правилами этикета.
- Работа с возражениями.
- Гибкость, терпимость в общении.
- Инициативность.
- Творческое отношение к делу.
- Опыт работы с надзорными органами.
- Опыт написания научных статей.
- Управление проектом, планирование задач.
- Составление технического задания.
- Работа с разными методами статистического анализа данных.
- Умение писать тексты.
- Опыт в редактировании текстов.
- Навыки найма, подбора и увольнения сотрудников.
- Внимательность к мелочам.
- Клиентоориентированный подход.
- Уверенный пользователь ОС Windows (или Linux) и знание основных утилит для работы с файлами.
- Опыт работы в условиях ограниченного времени и ресурсов.
- Навыки устного и письменного перевода документов.
- Опыт устранения неисправностей и диагностики проблем.
- Участие в коммерческих инициативах.
- Навык выкладки товаров, оформления витрин и стендов.
Профессиональные навыки в резюме для разных должностей и профессий
Давайте перейдем от общих к более специфическим профессиональным навыкам. Рассмотрим примеры описания ключевых навыков для разных специальностей, должностей и профессий.
Пример описания профессиональных навыков бухгалтера
Профессиональные навыки бухгалтера:
- Знание профильного законодательства.
- Ведение налогового и бухгалтерского учета.
- Составление отчетности.
- Опыт проведения инвентаризации.
- Работа с бухгалтерскими проводками.
- Проведение взаиморасчетов, актов сверки.
- Опыт работы с ГК, ТК и НК РФ.
- Умение обрабатывать большие объемы данных.
- Знание основных принципов расчета больничных отпускных, начисления заработной платы.
Профессиональные навыки продавца-консультанта
Профессиональные навыки продавца-консультанта:
- Умение привлекать внимание потенциальных покупателей.
- Работа с возражениями.
- Улаживание конфликтных ситуаций.
- Опыт продаж.
- Анализ потребностей покупателей.
- Тактичность.
- Грамотная речь.
- Умение убеждать и мотивировать.
- Работа с возражениями.
- Умение выслушивать собеседника.
Ключевые навыки водителя
Профессиональные навыки водителя:
- Работа с путевыми документами.
- Большой стаж безаварийного вождения автомобиля.
- Знание устройство автомобиля.
- Отличное знание требуемых маршрутов.
- Опыт работы на автомобилях разного класса.
- Наличие прав категории (A, B, C).
- Умение быстро ориентироваться на местности.
Профессиональные навыки программиста
Профессиональные навыки программиста:
- Установка и отладка программ.
- Разработка ПО, сайтов, приложений.
- Работа с базами данных.
- Знание ООП.
- Знание основных принципов построения и работы серверов и сайтов.
- Умение читать чужой код.
- Знание английского языка, чтение документации на английском языке.
- Работа с сетями.
- Работа с Git.
- Знание языков программирования и фреймворков.
- Верстка и поддержка сайтов.
Пример навыков юриста
Профессиональные навыки юриста:
- Ведение переговоров.
- Сопровождение деятельности компании.
- Навыки аргументации и защиты своей точки зрения.
- Опыт общения с судейскими и правоохранительными органами.
- Знание международного права.
- Умение представлять интересы клиента на высоком уровне.
- Коммуникабельность и стрессоустойчивость.
- Навыки использования правовой терминологии и языка.
- Глубокое знание законодательства в соответствующей области права.
- Умение анализировать и спрогнозировать изменения на рынке юридических услуг и принимать соответствующие меры.
Навыки системного администратора
Профессиональные навыки системного администратора:
- Глубокое понимание принципов работы операционных систем (Windows, Linux) и их администрирование.
- Знание протоколов сети TCP/IP и умение выполнять их настройку и диагностику.
- Умение устанавливать и настраивать серверное ПО.
- Навыки администрирования и настройки виртуальных серверов и облаков.
- Настройка и поддержка VPN-соединений и удаленных рабочих мест.
- Регулярное обновление программного и аппаратного обеспечения.
- Умение настраивать и поддерживать безопасность сети и серверов.
- Знание и применение методов сетевой виртуализации и контейнеризации.
Ключевые навыки учителя
Профессиональные навыки учителя:
- Креативный подход к развитию креативности и творческого мышления у учеников.
- Опыт репетиторства и индивидуальных занятий.
- Гибкость.
- Умение составлять увлекательные и интересные уроки.
- Знание методик воспитания и педагогических технологий.
- Терпимость в общении.
- Инициативность.
- Владение современными технологиями обучения.
- Организация времени, планирование.
- Навыки разработки графиков и планов уроков.
- Опыт эффективной коммуникации.
- Навыки работы с разными возрастными группами учащихся.
- Навыки организации внеклассной деятельности.
Пример описания навыков руководителя
Профессиональные навыки руководителя (директора):
- Делопроизводство.
- Навыки межличностного делового общения.
- Внимание к различным нюансам и деталям.
- Деловое лидерство.
- Опыт продаж.
- Знание ПК.
- Обработка больших объемов информации.
- Прогноз и выполнение плана продаж.
- Опыт управления персоналом: подбор, мотивация, обучение, увольнение.
- Создание различных отделов в компании: маркетинга, продаж.
- Анализ проблем и поиск эффективного их решения.
- Навыки урегулирования конфликтов.
Пример описания профессиональных качеств администратора
Профессиональные навыки администратора:
- Организация и управление работой предприятия.
- Контроль работы персонала и качества обслуживания клиентов.
- Коммуникация с клиентами и посетителями, умение грамотно проконсультировать по всем вопросам.
- Знание основ маркетинга, рекламы и техники продаж.
- Умение работать в команде и координировать работу персонала.
- Знание основных технологий обеспечения качественного управления персоналом и участниками.
- Умение управлять временем и планировать свою работу.
Как правильно указать профессиональные навыки в резюме
Профессиональные (они же ключевые) навыки в резюме — важный раздел. Поэтому важно правильно описать свои умения — soft skills и hard skills; грамотно разместить их в документе, чтобы увеличить шанс на получение работы мечты.
Как правильно указать профессиональные навыки:
Больше конкретики | Конкретизируйте свои умения и качества; описывайте их подробно, а не общими словами. Например, вместо «Владение иностранными языками» → «Знание английского языка на уровне C2». |
При описании технических навыков указывайте уровень владения | Например, базовый (beginner), средний (intemediate) или эксперт (expert). |
Описывайте soft skills, которые решают конкретные проблемы | Не просто «Коммуникабельность», а «Ведение переговоров», «Урегулирование конфликтов». |
Минимизируйте количество «шаблонных» — общих — навыков | Больше конкретики и специфических навыков, которые требуются для конкретной профессии: например, «Навыки программирования на Python», «Перевод документов с английского языка на китайский» и все в таком духе. |
Разместите список навыков в начале резюме | Раздел с описанием ключевых навыков должен быть на видном месте — буквально бросаться в глаза. Это важный раздел, который анализируют в первую очередь. |
Мини-FAQ: ответы на частые вопросы
В этом разделе — ответы на частые вопросы по теме профессиональных навыков в резюме.
Итоги
Краткие итоги статьи:
- Профессиональные навыки — это умения, которые требуются для выполнения работы. Соискатель указывает эти навыки в своем резюме.
- Профессиональные навыки бывают общими и специфическими. Мы рассмотрели примеры и тех, и других умений.
- Указывайте в резюме 10-15 навыков: где 80% — это специфические (узкоспециализированные) навыки.