SMART цели: методика, критерии, примеры

Цели SMART: описание техники, примеры (10+ вариантов), критерии + как ставить [Гайд]

В этой статье вы узнаете:

  • Что такое SMART-цели: описание методики.
  • Основные критерии SMART-целей.
  • Как ставить SMART-цели.
  • 4 примера целей, поставленных по технике СМАРТ.
  • Ошибки, которые мешают при постановке целей.

Также рассмотрим полезные онлайн-курсы по постановке и достижению целей.

Что такое SMART-цели

SMART (СМАРТ) — это эффективная методика постановки целей. Название техники целеполагания — это акроним.
Методика состоит из пяти критериев: S (Specifeic) — конкретная, M (Measurable) — измеримая, A (Achievable) — достижимая, R (Relevant) — значимая, T (Time bound) — ограниченная по времени.

Одна из главных особенностей SMART-целей заключается в том, что они — точные и конкретные. У задач, поставленных по этой технике, есть четкий дедлайн.

Расшифровка SMART-целей
Расшифровка SMART

Методику SMART начали использовать в конце 80-х годов. Она «пришла» из мира бизнеса и менеджмента. И сегодня она часта применяется в сфере бизнеса и продаж — менеджеры и предприниматели ставят SMART-цели, чтобы добиться видимых финансовых результатов: например, для развития предприятия.

Это универсальная техника целеполагания: ее можно использовать и в повседневной жизни для улучшения личных результатов и повышения качества жизни.

Чтобы было понятнее, вот пример цели, которая сформулирована по методике SMART:

Написать книгу в жанре фантастики объемом 450 страницы к 25 января 2023 года.

Как видите, цель — конкретная, измеримая, достижимая, значимая и у нее есть ограничение по времени.

Вот небольшое сравнение «размытых» (неправильных) целей с целями, которые поставлены по методике SMART:

«Размытая» (неправильная) цель:SMART-цель:
ПохудетьПохудеть на 10 кг за 4 месяца
Раскрутить блогНаписать 100 статей в блог за 12 месяцев, чтобы увеличить посещаемость на 30%
Стать популярным в YouTubeЗаписать и выложить 50 видео в YouTube до 10 сентября 2022 года

Основные критерии SMART-целей: расшифровка

У методики SMART пять критериев. Рассмотрим каждый из них подробнее.

S (Specific) — конкретная

Первый критерий — Specific. Он означает, что цель должна быть конкретной и четкой. Речь идет о формулировке задачи; при постановке цели важно понимать, какой результат вы хотите видеть — в личной жизни или бизнесе.

Поставить конкретную цель помогут следующие вопросы:

  • Чего я хочу достичь?
  • Какой результат будет считаться приемлемым?
  • Что нужно улучшить или изменить?
Примеры конкретики: «написать книгу», «увеличить конверсию», «пробежать марафон».

M (Measurable) — измеримая

Второй критерий — Measurable. Он означает, что цель должна быть измеримой — ее можно измерить в абсолютном или процентном значении.

Поставить измеримую цель помогут вопросы:

  • Какие факты покажут, что цель выполнена?
  • Как понять, что достигнут желаемый результат?
Примеры измеримости: «заработать 3 000 000 рублей», «увеличить конверсию на 50%», «пробежать 40 км».

A (Achievable или Attainable) — достижимая

Третий критерий — Achieveble. Цель должна быть достижимой. Другими словами — она должна быть реалистичной.

Это значит, что у вас есть ресурсы — время, деньги, знания, — которые помогут достичь результата. Например, цель «Выйти на доход 1 000 000 рублей в месяц с нуля за 2 недели» — задача из разряда недостижимых.

Вопросы, которые помогут поставить достижимую цель:

  • Есть ли у меня нужные ресурсы для получения результата?
  • Что может помешать достичь цели?
Примеры достижимых целей: «похудеть на 3 кг за месяц», «написать 2 статьи в блог за неделю», «увеличить продажи на 40% к концу года».

R (Relevant) — значимая, релевантная

Четвертый критерий — Relevant. Цель должна быть значимой и важной. Она не должна расходиться с планами бизнеса или вашими личными интересами. Цель должна дополнять основную миссию и соответствовать потребностями компании, бренда или человека.

Вопросы, которые помогут поставить значимую цель:

  • Поможет ли эта цель добиться глобальной мечты?
  • Соответствует ли задача ценностям и стратегии компании?
Примеры значимых целей: «научиться программировать на Python, чтобы найти новую работу», «потратить на таргетированную рекламу 50 000 рублей, чтобы увеличить прибыль компании на 40%».

T (Time bound) — ограниченная по времени

Последний, пятый критерий — Time bound. Цель должна быть ограничена по времени. У задачи должен быть «дедлайн» — срок, за который будет достигнут итоговый результат.

Так у вас будет дополнительная мотивация в виде «горящих сроков». Когда есть задача без четкого «дедлайна», то появляется ощущение, что приступить к выполнению цели можно завтра, а еще лучше — послезавтра.

Вопросы, которые помогут поставить цель с «дедлайном»:

  • Сколько времени потребуется, чтобы добиться нужного результата?
  • На сколько этапов можно разделить цель?
Примеры целей с ограничением по времени: «научиться программировать на Python за 6 месяцев», «повысить продажи компании на 70% к 25 января 2025 года».

Как ставить SMART-цели: пошаговый алгоритм

Теперь давайте поговорим о том, как правильно ставить СМАРТ-цели. Рассмотрим пошаговый алгоритм, который поможет грамотно и четко сформулировать задачу — для бизнеса или личной жизни.

1. Определите потребность

На первом этапе нужно определить и сформировать потребность. Для этого ответьте себе на один простой вопрос: «Чего я хочу?».

Примеры потребности:

  • Похудеть на несколько килограмм.
  • Увеличить продажи товаров.
  • Научиться программировать.
  • Написать книгу.
Потребность — это желание, а не конкретная цель. Поэтому отвечая на вопрос «Чего я хочу?», сформулируйте свою мечту или идею. Конкретика будет на следующих этапах.

2. Поймите, актуальна цель или нет

Потребность — цель, мечту, идею — нужно проверить на актуальность. Важно понять, действительно ли вы хотите достичь результата или это навязанная кем-то мечта.

Читайте также:  Кто такой аутсайдер: положение в обществе, признаки + как перестать им быть

На этом этапе задайте себе вопросы:

  • Почему я хочу добиться цели?
  • Как изменится моя жизнь (или компания), когда я добьюсь итогового результата?
Смотрите: допустим, ваша цель — научиться программировать. Задав себе эти вопросы, можно понять, что «Я хочу научиться программировать, чтобы найти новую работу в сфере IT и начать больше зарабатывать».

Когда вы понимаете, зачем ставите цель — какого результата желаете достичь, — то работать над воплощением задуманного в реальность становится намного проще.

3. Больше конкретики

Теперь когда вы сформулировали потребность и поняли, что цель для вас актуальна, важно добавить больше конкретики. «Нарастить мясо» на SMART-цель.

Конкретика — это то, что поможет понять, что вы действительно достигли нужного результата. Например, цель «похудеть» — слишком расплывчатая. А вот «похудеть, занимаясь фитнесом» — более конкретная.

4. Сделайте цель измеримой

SMART-цель должна быть измеримой. Это важный критерий методики целеполагания.

Речь идет о том, чтобы добавить какие-то количественные показатели, которые покажут, что вы действительно добились цели. Например, цель «продать 100 смартфонов» — измеримая.

Еще несколько примеров измеримых целей: «похудеть на 20 кг», «увеличить трафик интернет-магазина на 200%».

5. Определите достижимость цели

Когда вы поставили конкретную и измеримую цель, нужно понять — сможете ли вы достичь ее? Например, вы решили, что хотите увеличить трафик интернет-магазина на 200%.

Теперь важно понять, хватит ли у вас ресурсов и знаний, чтобы добиться результата.

Для этого задайте себе следующие вопросы:

  • Хватит ли мне знаний для достижения цели?
  • Есть ли в моем окружении люди, которые помогут быстрее добиться результата?
  • Достаточно ли у меня свободного времени для достижения поставленной СМАРТ-цели?
Если окажется, что цель недостижимая — подкорректируйте ее. Внести правки, чтобы адаптировать «умную» задачу под свои реалии.

6. Поставьте четкий «дедлайн»

Финальный этап постановки SMART-цели — установка «дедлайна». Это ограничение по времени.

Установите срок, за который хотите выполнить цель: например, «написать книгу до 30 января 2022 года», «повысить продажи футболок на 30% за 7 месяцев».

Когда есть четкий «дедлайн», вам будет намного проще составить план действий по достижению цели: например, расписать все важные этапы на 5 лет.

Примеры целей, поставленных по технике СМАРТ: 4 варианта

Давайте закрепим теорию. Для этого рассмотрим еще несколько примеров целей, которые поставлены по методике SMART.

Примеры SMART-целей:

  1. Увеличить квартальный объем продаж ноутбуков на 40% до 15 апреля 2023 года.
  2. Написать книгу «Как правильно ставить цели» объемом 250 страниц за 12 месяцев.
  3. Похудеть на 12 кг и набрать 5 кг мышечной массы за 7 месяцев.
  4. Научиться писать веб-приложения на Python до 31 мая 2022 года.

Ошибки, которые мешают при постановке целей

Часто люди допускают ошибки, которые мешают ставить четкие и измеримые SMART-цели. Из-за этого они не получают желаемого результата — не достигают поставленных задач.

Вот частые ошибки, которые мешают при постановке SMART-целей:

  • Отсутствие конкретики. Люди ставят «размытые» цели без какой-либо конкретики. Поэтому им трудно понять, какой результат — приемлемый.
  • Навязанные цели и мечты. Человек ставит себе цель, которая была навязана ему со стороны: например, он увидел ее у друга в социальных сетях и решил, что хочет того же. Спустя время приходит осознание, что это не его мечта — она его не «зажигает» изнутри.
  • Цели расходятся со стратегией развития компании. Это актуально для бизнеса: руководители и менеджера ставят SMART-цели, которые расходятся с глобальными планами развития предприятия. Из-за этого не получается добиться нужного результата и вся работа идет «коту под хвост».
  • Неправильная оценка исходных данных. Человек или компания неправильно оценивает ресурсы, которые есть на старте. Например, предприятие решает увеличить продажи товаров на 30% за 2 месяца. Но уже через месяц понимает, что бюджет на рекламу закончился, а цель выполнена только на 30-40%.

Полезные онлайн-курсы, которые помогут быстро освоить навыки целеполагания

В теории поставить цель легко. На практике все немного сложнее. И иногда требуется помощь более опытных наставников.

Поэтому мы нашли 2 крутых и недорогих онлайн-курса, которые помогут быстро освоить полезные навыки целеполагания.

«Целеполагание» — Викиум

Эффективный онлайн-курс, где вы узнаете, как правильно ставить и достигать цели. Обучение состоит из 6 уроков.

Полезный курс по целеполаганию

В программу входят видеоматериалы, графические схемы и задания, практические упражнения и рекомендации.

На курсе вы узнаете, как:

  • Научиться ставить цели.
  • Выполнять больше за меньшее время.
  • Быть позитивнее на пути к цели.
  • Не только мечтать, но и реализовывать.
  • Вдохновиться для новых целей.
  • Двигаться в верном направлении.

Стоимость обучения: 1 990 руб.

«Лучшие техники тайм-менеджмента» — 4Brain

Курс, который длится 5 недель. Это 20 полезных уроков, в рамках которых вы освоите самые эффективные техники тайм-менеджмента, целеполагания, декомпозиции, планирования и совместной работы, которые применяются известными успешными людьми и компаниями.

Техники тайм-менеджмента от 4Brain

Во время обучения вы разберете следующие техники:

  • Пирамида Франклина.
  • Пирамида Дилтса и колесо жизни.
  • TOTE-метод.
  • Матрица Эйзенхауэра.
  • ABC-модель.
  • Методы Питера Друкера.
  • Система GTD.
  • Квадрат Декарта.

Стоимость обучения: 1 990 руб.

Итоги

  • SMART — это эффективная методика постановки целей. Она актуальна для бизнеса и личной жизни.
  • Цель, поставленная по технике СМАРТ: конкретная, измеримая, достижимая, значимая и ограниченная по времени.
  • Поставить SMART-цель можно за 6 этапов.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: