В этой статье вы узнаете:
- Что такое SMART-цели: описание методики.
- Основные критерии SMART-целей.
- Как ставить SMART-цели.
- 4 примера целей, поставленных по технике СМАРТ.
- Ошибки, которые мешают при постановке целей.
Также рассмотрим полезные онлайн-курсы по постановке и достижению целей.
Что такое SMART-цели
Методика состоит из пяти критериев: S (Specifeic) — конкретная, M (Measurable) — измеримая, A (Achievable) — достижимая, R (Relevant) — значимая, T (Time bound) — ограниченная по времени.
Одна из главных особенностей SMART-целей заключается в том, что они — точные и конкретные. У задач, поставленных по этой технике, есть четкий дедлайн.
Методику SMART начали использовать в конце 80-х годов. Она «пришла» из мира бизнеса и менеджмента. И сегодня она часта применяется в сфере бизнеса и продаж — менеджеры и предприниматели ставят SMART-цели, чтобы добиться видимых финансовых результатов: например, для развития предприятия.
Это универсальная техника целеполагания: ее можно использовать и в повседневной жизни для улучшения личных результатов и повышения качества жизни.
Чтобы было понятнее, вот пример цели, которая сформулирована по методике SMART:
Как видите, цель — конкретная, измеримая, достижимая, значимая и у нее есть ограничение по времени.
Вот небольшое сравнение «размытых» (неправильных) целей с целями, которые поставлены по методике SMART:
«Размытая» (неправильная) цель: | SMART-цель: |
Похудеть | Похудеть на 10 кг за 4 месяца |
Раскрутить блог | Написать 100 статей в блог за 12 месяцев, чтобы увеличить посещаемость на 30% |
Стать популярным в YouTube | Записать и выложить 50 видео в YouTube до 10 сентября 2022 года |
Основные критерии SMART-целей: расшифровка
У методики SMART пять критериев. Рассмотрим каждый из них подробнее.
S (Specific) — конкретная
Первый критерий — Specific. Он означает, что цель должна быть конкретной и четкой. Речь идет о формулировке задачи; при постановке цели важно понимать, какой результат вы хотите видеть — в личной жизни или бизнесе.
Поставить конкретную цель помогут следующие вопросы:
- Чего я хочу достичь?
- Какой результат будет считаться приемлемым?
- Что нужно улучшить или изменить?
M (Measurable) — измеримая
Второй критерий — Measurable. Он означает, что цель должна быть измеримой — ее можно измерить в абсолютном или процентном значении.
Поставить измеримую цель помогут вопросы:
- Какие факты покажут, что цель выполнена?
- Как понять, что достигнут желаемый результат?
A (Achievable или Attainable) — достижимая
Третий критерий — Achieveble. Цель должна быть достижимой. Другими словами — она должна быть реалистичной.
Это значит, что у вас есть ресурсы — время, деньги, знания, — которые помогут достичь результата. Например, цель «Выйти на доход 1 000 000 рублей в месяц с нуля за 2 недели» — задача из разряда недостижимых.
Вопросы, которые помогут поставить достижимую цель:
- Есть ли у меня нужные ресурсы для получения результата?
- Что может помешать достичь цели?
R (Relevant) — значимая, релевантная
Четвертый критерий — Relevant. Цель должна быть значимой и важной. Она не должна расходиться с планами бизнеса или вашими личными интересами. Цель должна дополнять основную миссию и соответствовать потребностями компании, бренда или человека.
Вопросы, которые помогут поставить значимую цель:
- Поможет ли эта цель добиться глобальной мечты?
- Соответствует ли задача ценностям и стратегии компании?
T (Time bound) — ограниченная по времени
Последний, пятый критерий — Time bound. Цель должна быть ограничена по времени. У задачи должен быть «дедлайн» — срок, за который будет достигнут итоговый результат.
Так у вас будет дополнительная мотивация в виде «горящих сроков». Когда есть задача без четкого «дедлайна», то появляется ощущение, что приступить к выполнению цели можно завтра, а еще лучше — послезавтра.
Вопросы, которые помогут поставить цель с «дедлайном»:
- Сколько времени потребуется, чтобы добиться нужного результата?
- На сколько этапов можно разделить цель?
Как ставить SMART-цели: пошаговый алгоритм
Теперь давайте поговорим о том, как правильно ставить СМАРТ-цели. Рассмотрим пошаговый алгоритм, который поможет грамотно и четко сформулировать задачу — для бизнеса или личной жизни.
1. Определите потребность
На первом этапе нужно определить и сформировать потребность. Для этого ответьте себе на один простой вопрос: «Чего я хочу?».
Примеры потребности:
- Похудеть на несколько килограмм.
- Увеличить продажи товаров.
- Научиться программировать.
- Написать книгу.
2. Поймите, актуальна цель или нет
Потребность — цель, мечту, идею — нужно проверить на актуальность. Важно понять, действительно ли вы хотите достичь результата или это навязанная кем-то мечта.
На этом этапе задайте себе вопросы:
- Почему я хочу добиться цели?
- Как изменится моя жизнь (или компания), когда я добьюсь итогового результата?
Когда вы понимаете, зачем ставите цель — какого результата желаете достичь, — то работать над воплощением задуманного в реальность становится намного проще.
3. Больше конкретики
Теперь когда вы сформулировали потребность и поняли, что цель для вас актуальна, важно добавить больше конкретики. «Нарастить мясо» на SMART-цель.
Конкретика — это то, что поможет понять, что вы действительно достигли нужного результата. Например, цель «похудеть» — слишком расплывчатая. А вот «похудеть, занимаясь фитнесом» — более конкретная.
4. Сделайте цель измеримой
SMART-цель должна быть измеримой. Это важный критерий методики целеполагания.
Речь идет о том, чтобы добавить какие-то количественные показатели, которые покажут, что вы действительно добились цели. Например, цель «продать 100 смартфонов» — измеримая.
5. Определите достижимость цели
Когда вы поставили конкретную и измеримую цель, нужно понять — сможете ли вы достичь ее? Например, вы решили, что хотите увеличить трафик интернет-магазина на 200%.
Теперь важно понять, хватит ли у вас ресурсов и знаний, чтобы добиться результата.
Для этого задайте себе следующие вопросы:
- Хватит ли мне знаний для достижения цели?
- Есть ли в моем окружении люди, которые помогут быстрее добиться результата?
- Достаточно ли у меня свободного времени для достижения поставленной СМАРТ-цели?
6. Поставьте четкий «дедлайн»
Финальный этап постановки SMART-цели — установка «дедлайна». Это ограничение по времени.
Установите срок, за который хотите выполнить цель: например, «написать книгу до 30 января 2022 года», «повысить продажи футболок на 30% за 7 месяцев».
Когда есть четкий «дедлайн», вам будет намного проще составить план действий по достижению цели: например, расписать все важные этапы на 5 лет.
Примеры целей, поставленных по технике СМАРТ: 4 варианта
Давайте закрепим теорию. Для этого рассмотрим еще несколько примеров целей, которые поставлены по методике SMART.
Примеры SMART-целей:
- Увеличить квартальный объем продаж ноутбуков на 40% до 15 апреля 2023 года.
- Написать книгу «Как правильно ставить цели» объемом 250 страниц за 12 месяцев.
- Похудеть на 12 кг и набрать 5 кг мышечной массы за 7 месяцев.
- Научиться писать веб-приложения на Python до 31 мая 2022 года.
Ошибки, которые мешают при постановке целей
Часто люди допускают ошибки, которые мешают ставить четкие и измеримые SMART-цели. Из-за этого они не получают желаемого результата — не достигают поставленных задач.
Вот частые ошибки, которые мешают при постановке SMART-целей:
- Отсутствие конкретики. Люди ставят «размытые» цели без какой-либо конкретики. Поэтому им трудно понять, какой результат — приемлемый.
- Навязанные цели и мечты. Человек ставит себе цель, которая была навязана ему со стороны: например, он увидел ее у друга в социальных сетях и решил, что хочет того же. Спустя время приходит осознание, что это не его мечта — она его не «зажигает» изнутри.
- Цели расходятся со стратегией развития компании. Это актуально для бизнеса: руководители и менеджера ставят SMART-цели, которые расходятся с глобальными планами развития предприятия. Из-за этого не получается добиться нужного результата и вся работа идет «коту под хвост».
- Неправильная оценка исходных данных. Человек или компания неправильно оценивает ресурсы, которые есть на старте. Например, предприятие решает увеличить продажи товаров на 30% за 2 месяца. Но уже через месяц понимает, что бюджет на рекламу закончился, а цель выполнена только на 30-40%.
Полезные онлайн-курсы, которые помогут быстро освоить навыки целеполагания
В теории поставить цель легко. На практике все немного сложнее. И иногда требуется помощь более опытных наставников.
Поэтому мы нашли 2 крутых и недорогих онлайн-курса, которые помогут быстро освоить полезные навыки целеполагания.
«Целеполагание» — Викиум
Эффективный онлайн-курс, где вы узнаете, как правильно ставить и достигать цели. Обучение состоит из 6 уроков.
В программу входят видеоматериалы, графические схемы и задания, практические упражнения и рекомендации.
На курсе вы узнаете, как:
- Научиться ставить цели.
- Выполнять больше за меньшее время.
- Быть позитивнее на пути к цели.
- Не только мечтать, но и реализовывать.
- Вдохновиться для новых целей.
- Двигаться в верном направлении.
Стоимость обучения: 1 990 руб.
«Лучшие техники тайм-менеджмента» — 4Brain
Курс, который длится 5 недель. Это 20 полезных уроков, в рамках которых вы освоите самые эффективные техники тайм-менеджмента, целеполагания, декомпозиции, планирования и совместной работы, которые применяются известными успешными людьми и компаниями.
Во время обучения вы разберете следующие техники:
- Пирамида Франклина.
- Пирамида Дилтса и колесо жизни.
- TOTE-метод.
- Матрица Эйзенхауэра.
- ABC-модель.
- Методы Питера Друкера.
- Система GTD.
- Квадрат Декарта.
Стоимость обучения: 1 990 руб.
Итоги
- SMART — это эффективная методика постановки целей. Она актуальна для бизнеса и личной жизни.
- Цель, поставленная по технике СМАРТ: конкретная, измеримая, достижимая, значимая и ограниченная по времени.
- Поставить SMART-цель можно за 6 этапов.