В этой статье вы узнаете:
- Кто такой SEO-специалист.
- Что делает SEO-специалист: обязанности.
- Какие навыки нужны хорошему SEO-специалисту: hard skills и soft skills.
- Сколько зарабатывает SEO-специалист в 2023 году: примерные суммы.
- Варианты работы и развития карьеры SEOшника.
- Где учиться с нуля: лучшие обучающие курсы для новичков.
- Пример резюме SEO-специалиста.
- Где SEOшнику искать работу и заказы: сайты и биржи.
- Преимущества и недостатки профессии.
Также, в отдельном разделе, мы ответим на частые вопросы начинающих специалистов.
Кто такой SEO-специалист: краткий обзор профессии
Простыми словами, «СЕОшник» занимается SEO (Search Engine Optimization): выполняет внешнюю и внутреннюю оптимизацию интернет-ресурса — например, блога, корпоративного сайта или интернет-магазина, — чтобы его «полюбили» поисковые системы.
Главная задача SEO-специалиста: сделать так, чтобы сайт попал в ТОП выдачи по целевым ключевым запросам.
Чтобы вам было проще понять, кто такой SEOшник, давайте рассмотрим пример его работы.
Представьте себе интернет-магазин «Рыбный дом» — здесь продаются удочки, рыбные снасти, палатки. Владелец интернет-магазина хочет, чтобы раздел с удочками попал на первую страницу в выдаче Яндекса и Google по запросу «купить удочку».
Здесь на помощь приходит SEO-специалист: он проводит ряд работ — оптимизирует сайт, — которые выводят страницу с удочками на третью позицию по запросу «купить удочку». Этот процесс занял 3 месяца активной работы.
Владелец магазина «Рыбный дом» доволен: трафик на сайте заметно вырос → вместе с этим выросли и продажи.
Что делает SEO-специалист: список обязанностей
Перейдем к списку обязанностей «SEOшника» — посмотрим, чем занимается digital-специалист.
Список обязанностей:
- Составление семантического ядра для проекта клиента.
- Проведение технического аудита сайта — поиск и исправление проблем, которые замедляют веб-ресурс или мешают сайту расти.
- Работа с инструментами веб-аналитики — Google Analytics, Яндекс.Метрика — для оценки эффективности SEO.
- Понимание того, как писать тексты, которые попадут в ТОП поисковиков.
- Работа с метатегами: title, description, alt.
- Проведение аудита сайтов: тестирование юзабилити и скорости загрузки.
- Составление технического задания (ТЗ) для авторов контента и программистов, которые занимаются созданием и доработкой интернет-ресурса.
- Перелинковка страниц.
- Формирование ссылочной массы сайта.
- Анализ конкурентов для поиска точек роста.
- Составление отчетов для клиентов о проделанной работе.
Какие навыки нужны хорошему SEO-специалисту: hard skills и soft skills
Посмотрим на обязанности SEO-специалиста под другим углом: рассмотрим список навыков — soft skills и hard skills, — которые нужны хорошему специалисту, чтобы добиться успеха в этой сфере.
Hard skills — это профессиональные навыки, soft skills — личностные.
Hard skills для SEO-специалиста:
- Знание основ верстки: HTML, CSS, JS.
- Работа с инструментами для вебмастеров: Яндекс.Вебмастер, Google Search Console.
- Работа с инструментами веб-аналитики: Метрика, GA.
- Настройка контекстной рекламы: Яндекс.Директ и Google Ads.
- Умение работать с разными CMS: например, WordPress, Joomla и 1С-Битрикс.
- Работа с инструментами для сбора ключевых слов: от «Вордстата» до программ и сервисов по типу KeyCollector, Key.so.
- Работа с ссылками: покупка ссылок на других веб-ресурсах, грамотная внутренняя перелинковка.
Soft skills для SEOшника:
- Обучаемость. Специалист должен постоянно следить за текущими трендами в сфере digital, IT и маркетинга, и осваивать новые «фишки» и инструменты SEO-продвижения.
- Умение анализировать. Это важно для проведения различных анализов: конкурентов, эффективности продвижения.
- Усидчивость. Порой нужно работать по 10-15 часов — заниматься рутиной, которая важна для оптимизации сайта.
- Многозадачность. Умение переключаться с одной задачи на другую — особенно это актуально для фрилансеров, которые ведут 2-3 проекта одновременно.
Сколько зарабатывает SEO-специалист: примерные суммы
Перейдем к более интересному разделу — посмотрим, сколько зарабатывают SEO-специалисты. Все суммы ниже — приблизительные. Средняя зарплата в вашем городе может отличаться от ЗП в Москве или Санкт-Петербурге.
Информация поможет вам понять, на какую зарплату можно рассчитывать в этой сфере интернет-маркетинга.
Первым делом обратимся за помощью к ресурсу Workspace. По данным этой платформы, средняя зарплата SEO-специалиста в России — 59 000 рублей в месяц.

Сумма рассчитана на основе 50 вакансий. Разброс — от 15 000 до 250 000 рублей в месяц.
Теперь давайте посмотрим вакансии на сайте HH.ru. Проведя небольшой анализ вакансий по всей России, можно сделать вывод: работодатели готовы платить SEO-специалистам от 70 000 рублей в месяц.

Стажеры и начинающие специалисты (на позиции Junior) зарабатывают от 50 000 рублей в месяц. Многие работодатели ищут сотрудников на «удаленку».
Выше суммы, которые актуальны для SEO-специалистов в найме: тех, кто работают в какой-либо компании или агентстве — в офисе или удаленно. На фрилансе ситуация немного другая.
SEO-специалист фрилансер зарабатывает деньги за каждый проект. Например, продвижение одного интернет-магазина стоит 30 000 рублей в месяц. Один специалист может вести 3-4 проекта одновременно.
Таким образом, SEOшник-фрилансер может зарабатывать как 30 000 рублей в месяц, так и 120 000 рублей в месяц. Доход зависит от него: как и сколько клиентов он смог найти в этом месяце.
Варианты работы и развития карьеры SEOшника
У SEO-специалиста есть два варианта развития карьеры: работа в найме или фриланс.
Агентство | Фриланс | |
Это работа в найме. Здесь SEO-специалист работает над проектами, которые ведет агентство. У SEOшника в найме — фиксированная зарплата плюс бонусы. Например, оклад — 50 000 рублей в месяц + премии и бонусы за выполнение KPI. Он может работать как в офисе, так и удаленно. Свою карьеру «СЕОшник» начинает с позиции Junior. Каждые несколько лет он поднимается по карьерной лестнице — сначала становится Middle-специалистом, а потом — Senior. Вместе с этим растет его зарплата. В конечном итоге SEO-специалист может стать руководителем отдела SEO или директором по маркетингу. | Это специалист, который находится «в свободном плавании». Он сам ищет клиентов. Часто работает только с теми проектами, которые ему интересны. У фрилансера нет фиксированной зарплаты. Он получает деньги за каждый проект. Например, за месяц продвижения он берет 50 000 рублей. Чтобы заработать 150 000 за месяц ему нужно найти 3 клиента. |
Где учиться с нуля: лучшие обучающие курсы для новичков
Поговорим об обучении — о том, как стать SEO-специалистом с нуля в 2023 году. Есть два варианта освоения профессии: самостоятельный или прохождение курсов.
В первом случае вы можете самостоятельно собирать информацию о профессии в интернете — читать статьи и книги, смотреть видео и лекции на YouTube. Параллельно с этим можно создать свой сайт и практиковать на нем полученные знания.
Во втором случае — прохождение курсов — вы ускорите и облегчите процесс освоения востребованной digital-професси. Вы можете пройти онлайн-обучение от известных школ и университетов — там опытные преподаватели помогут быстро и эффективно изучить азы профессии, которые потребуются для работы.
Предлагаем обратить внимание на 2 полезных дистанционных курса по SEO для новичков: первый от Skillbox, второй — от Нетологии. Выбирайте любой из них — точно не прогадаете.
На курсе вы научитесь продвигать сайты в поисковой выдаче — в России и мире. Поймете, как анализировать данные, повышать конверсию поискового трафика и управлять командой. Сможете работать на международном рынке.
Основной упор во время обучения делается на практику. В программе курса — 115 модулей и 509 видеоматериалов.
Трудоустройство: гарантия трудоустройства.
Бесплатно: первые 3 месяца.
Документ: сертификат Skillbox.
Подарок: год английского языка.
Стоимость (рассрочка): от 3 627 руб/мес.
Подробнее о курсе →
На курсе вы освоите востребованную профессию и сможете найти работу после обучения. Оформите первое портфолио из 3 кейсов. Сможете пройти стажировку у партнеров Нетологии.
Формат обучения — лекции в записи, вебинары, задания с проверкой.
Трудоустройство: помощь с трудоустройством.
Длительность: 11 месяцев.
Документ: диплом о профессиональной переподготовке.
Стоимость (оплата частями): от 3 112 руб/мес.
Подробнее о курсе →
Пример резюме SEO-специалиста
Вот так может выглядеть резюме начинающего SEO-специалиста на позиции Middle, который хочет найти работу: например, сразу после прохождения онлайн-курсов.

Где SEOшнику искать работу и заказы: сайты и биржи
Теперь давайте поговорим о том, где «СЕОшнику» — опытному или начинающему — искать работу: заказчиков на фрилансе или работодателя. Для этого рассмотрим основные площадки: сайты с вакансиями и биржи фриланса.
Список сайтов с вакансиями:
Сайт: | Особенности: |
HH.ru | Крупнейший сайт вакансий в СНГ. Здесь SEO-специалист может найти как работу в офисе, так и вариант для удаленной работы. |
Хабр Карьера | Платформа, где собраны интересные вакансии в сфере digial и IT. |
Зарплата.ру | Популярный сайт для поиска работы. |
Биржи фриланса:
Биржа: | Особенности: |
Kwork | Отличная биржа для новичков. Можно продавать услуги оптимизации сайтов в специальном магазине кворков. Есть биржа, где заказчики ищут исполнителей. |
FL.ru | Крупнейшая биржа фриланса в России и СНГ. Много заказов для SEOшников. |
Freelance.ru | Крутая биржа, где «СЕОшник» может найти интересный заказ. |
Преимущества и недостатки профессии
Рассмотрим основные плюсы и минусы digital-профессии SEO-специалиста.
Мини-FAQ: ответы на частые вопросы
В этом разделе — ответы на частые вопросы начинающих SEO-специалистов.
Итоги
Краткие итоги статьи:
- SEO-специалист — одна из самых востребованных профессий в сфере digital.
- Это специалист, который занимается продвижением сайтов в интернете.
- Начинающие специалисты зарабатывают от 45 000 рублей в месяц. Опытные — более 100 000 рублей в месяц.
- Чтобы быстро освоить профессию — пройдите онлайн-курсы от известных онлайн-университетов.