Кто такой SEO-специалист и как им стать

Кто такой SEO-специалист, чем занимается, сколько зарабатывает и как им стать [Обзор профессии]

В этой статье вы узнаете:

  • Кто такой SEO-специалист.
  • Что делает SEO-специалист: обязанности.
  • Какие навыки нужны хорошему SEO-специалисту: hard skills и soft skills.
  • Сколько зарабатывает SEO-специалист в 2023 году: примерные суммы.
  • Варианты работы и развития карьеры SEOшника.
  • Где учиться с нуля: лучшие обучающие курсы для новичков.
  • Пример резюме SEO-специалиста.
  • Где SEOшнику искать работу и заказы: сайты и биржи.
  • Преимущества и недостатки профессии.

Также, в отдельном разделе, мы ответим на частые вопросы начинающих специалистов.

Кто такой SEO-специалист: краткий обзор профессии

SEO-специалист (он же SEOшник) — специалист в сфере интернет-маркетинга и digital, который занимается продвижением сайтов в поисковых системах. Например, в Google и Яндекс. Он оптимизирует веб-сайты под требования этих поисковиков, чтобы страница попала в ТОП-10 органической выдачи.

Простыми словами, «СЕОшник» занимается SEO (Search Engine Optimization): выполняет внешнюю и внутреннюю оптимизацию интернет-ресурса — например, блога, корпоративного сайта или интернет-магазина, — чтобы его «полюбили» поисковые системы.

Главная задача SEO-специалиста: сделать так, чтобы сайт попал в ТОП выдачи по целевым ключевым запросам.

Чтобы вам было проще понять, кто такой SEOшник, давайте рассмотрим пример его работы.

Представьте себе интернет-магазин «Рыбный дом» — здесь продаются удочки, рыбные снасти, палатки. Владелец интернет-магазина хочет, чтобы раздел с удочками попал на первую страницу в выдаче Яндекса и Google по запросу «купить удочку».

Здесь на помощь приходит SEO-специалист: он проводит ряд работ — оптимизирует сайт, — которые выводят страницу с удочками на третью позицию по запросу «купить удочку». Этот процесс занял 3 месяца активной работы.

Владелец магазина «Рыбный дом» доволен: трафик на сайте заметно вырос → вместе с этим выросли и продажи.

Что делает SEO-специалист: список обязанностей

Перейдем к списку обязанностей «SEOшника» — посмотрим, чем занимается digital-специалист.

Список обязанностей:

  • Составление семантического ядра для проекта клиента.
  • Проведение технического аудита сайта — поиск и исправление проблем, которые замедляют веб-ресурс или мешают сайту расти.
  • Работа с инструментами веб-аналитики — Google Analytics, Яндекс.Метрика — для оценки эффективности SEO.
  • Понимание того, как писать тексты, которые попадут в ТОП поисковиков.
  • Работа с метатегами: title, description, alt.
  • Проведение аудита сайтов: тестирование юзабилити и скорости загрузки.
  • Составление технического задания (ТЗ) для авторов контента и программистов, которые занимаются созданием и доработкой интернет-ресурса.
  • Перелинковка страниц.
  • Формирование ссылочной массы сайта.
  • Анализ конкурентов для поиска точек роста.
  • Составление отчетов для клиентов о проделанной работе.

Какие навыки нужны хорошему SEO-специалисту: hard skills и soft skills

Посмотрим на обязанности SEO-специалиста под другим углом: рассмотрим список навыков — soft skills и hard skills, — которые нужны хорошему специалисту, чтобы добиться успеха в этой сфере.

Hard skills — это профессиональные навыки, soft skills — личностные.

Hard skills для SEO-специалиста:

  • Знание основ верстки: HTML, CSS, JS.
  • Работа с инструментами для вебмастеров: Яндекс.Вебмастер, Google Search Console.
  • Работа с инструментами веб-аналитики: Метрика, GA.
  • Настройка контекстной рекламы: Яндекс.Директ и Google Ads.
  • Умение работать с разными CMS: например, WordPress, Joomla и 1С-Битрикс.
  • Работа с инструментами для сбора ключевых слов: от «Вордстата» до программ и сервисов по типу KeyCollector, Key.so.
  • Работа с ссылками: покупка ссылок на других веб-ресурсах, грамотная внутренняя перелинковка.

Soft skills для SEOшника:

  • Обучаемость. Специалист должен постоянно следить за текущими трендами в сфере digital, IT и маркетинга, и осваивать новые «фишки» и инструменты SEO-продвижения.
  • Умение анализировать. Это важно для проведения различных анализов: конкурентов, эффективности продвижения.
  • Усидчивость. Порой нужно работать по 10-15 часов — заниматься рутиной, которая важна для оптимизации сайта.
  • Многозадачность. Умение переключаться с одной задачи на другую — особенно это актуально для фрилансеров, которые ведут 2-3 проекта одновременно.

Сколько зарабатывает SEO-специалист: примерные суммы

Перейдем к более интересному разделу — посмотрим, сколько зарабатывают SEO-специалисты. Все суммы ниже — приблизительные. Средняя зарплата в вашем городе может отличаться от ЗП в Москве или Санкт-Петербурге.

Информация поможет вам понять, на какую зарплату можно рассчитывать в этой сфере интернет-маркетинга.

Первым делом обратимся за помощью к ресурсу Workspace. По данным этой платформы, средняя зарплата SEO-специалиста в России — 59 000 рублей в месяц.

Средняя ЗП SEO-специалиста в России
Средняя зарплата SEOшника по данным ресурса Workspace

Сумма рассчитана на основе 50 вакансий. Разброс — от 15 000 до 250 000 рублей в месяц.

Теперь давайте посмотрим вакансии на сайте HH.ru. Проведя небольшой анализ вакансий по всей России, можно сделать вывод: работодатели готовы платить SEO-специалистам от 70 000 рублей в месяц.

Заработок СЕОшников по данным с HH.ru
Пример вакансий SEO-специалиста на HH.ru

Стажеры и начинающие специалисты (на позиции Junior) зарабатывают от 50 000 рублей в месяц. Многие работодатели ищут сотрудников на «удаленку».

Читайте также:  Интернет-маркетолог: кто это, чем занимается, сколько зарабатывает, где учиться с нуля [Обзор профессии]

Выше суммы, которые актуальны для SEO-специалистов в найме: тех, кто работают в какой-либо компании или агентстве — в офисе или удаленно. На фрилансе ситуация немного другая.

SEO-специалист фрилансер зарабатывает деньги за каждый проект. Например, продвижение одного интернет-магазина стоит 30 000 рублей в месяц. Один специалист может вести 3-4 проекта одновременно.

Таким образом, SEOшник-фрилансер может зарабатывать как 30 000 рублей в месяц, так и 120 000 рублей в месяц. Доход зависит от него: как и сколько клиентов он смог найти в этом месяце.

Плюс многие клиенты работают с «СЕОшникм» 10-12 месяцев, ведь SEO — длительный процесс. Первые ощутимые результаты продвижения в виде повышения трафика и продаж будут видны только через 4-6 месяцев. А это значит, что один клиент может «принести» специалисту более 300 000 рублей за год.

Варианты работы и развития карьеры SEOшника

У SEO-специалиста есть два варианта развития карьеры: работа в найме или фриланс.

АгентствоФриланс
Это работа в найме. Здесь SEO-специалист работает над проектами, которые ведет агентство.
У SEOшника в найме — фиксированная зарплата плюс бонусы. Например, оклад — 50 000 рублей в месяц + премии и бонусы за выполнение KPI.
Он может работать как в офисе, так и удаленно.
Свою карьеру «СЕОшник» начинает с позиции Junior. Каждые несколько лет он поднимается по карьерной лестнице — сначала становится Middle-специалистом, а потом — Senior. Вместе с этим растет его зарплата.
В конечном итоге SEO-специалист может стать руководителем отдела SEO или директором по маркетингу.
Это специалист, который находится «в свободном плавании». Он сам ищет клиентов.
Часто работает только с теми проектами, которые ему интересны.
У фрилансера нет фиксированной зарплаты. Он получает деньги за каждый проект.
Например, за месяц продвижения он берет 50 000 рублей. Чтобы заработать 150 000 за месяц ему нужно найти 3 клиента.
Сравнение двух вариантов развития карьеры

Где учиться с нуля: лучшие обучающие курсы для новичков

Поговорим об обучении — о том, как стать SEO-специалистом с нуля в 2023 году. Есть два варианта освоения профессии: самостоятельный или прохождение курсов.

В первом случае вы можете самостоятельно собирать информацию о профессии в интернете — читать статьи и книги, смотреть видео и лекции на YouTube. Параллельно с этим можно создать свой сайт и практиковать на нем полученные знания.

Во втором случае — прохождение курсов — вы ускорите и облегчите процесс освоения востребованной digital-професси. Вы можете пройти онлайн-обучение от известных школ и университетов — там опытные преподаватели помогут быстро и эффективно изучить азы профессии, которые потребуются для работы.

Предлагаем обратить внимание на 2 полезных дистанционных курса по SEO для новичков: первый от Skillbox, второй — от Нетологии. Выбирайте любой из них — точно не прогадаете.

«Профессия SEO-специалист с нуля до PRO» — Skillbox

На курсе вы научитесь продвигать сайты в поисковой выдаче — в России и мире. Поймете, как анализировать данные, повышать конверсию поискового трафика и управлять командой. Сможете работать на международном рынке.

Основной упор во время обучения делается на практику. В программе курса — 115 модулей и 509 видеоматериалов.

Трудоустройство: гарантия трудоустройства.
Бесплатно: первые 3 месяца.
Документ: сертификат Skillbox.
Подарок: год английского языка.
Стоимость (рассрочка): от 3 627 руб/мес.

Подробнее о курсе →
«SEO-специалист: с нуля до middle» — Нетология

На курсе вы освоите востребованную профессию и сможете найти работу после обучения. Оформите первое портфолио из 3 кейсов. Сможете пройти стажировку у партнеров Нетологии.

Формат обучения — лекции в записи, вебинары, задания с проверкой.

Трудоустройство: помощь с трудоустройством.
Длительность: 11 месяцев.
Документ: диплом о профессиональной переподготовке.
Стоимость (оплата частями): от 3 112 руб/мес.

Подробнее о курсе →
Больше полезных курсов вы найдете в нашей подборке → «ТОП-34: Лучшие курсы по SEO — обучение с нуля до PRO в 2023».

Пример резюме SEO-специалиста

Вот так может выглядеть резюме начинающего SEO-специалиста на позиции Middle, который хочет найти работу: например, сразу после прохождения онлайн-курсов.

Пример резюме СЕО-специалиста
Пример резюме SEO-специалиста

Где SEOшнику искать работу и заказы: сайты и биржи

Теперь давайте поговорим о том, где «СЕОшнику» — опытному или начинающему — искать работу: заказчиков на фрилансе или работодателя. Для этого рассмотрим основные площадки: сайты с вакансиями и биржи фриланса.

Список сайтов с вакансиями:

Сайт:Особенности:
HH.ruКрупнейший сайт вакансий в СНГ.
Здесь SEO-специалист может найти как работу в офисе, так и вариант для удаленной работы.
Хабр КарьераПлатформа, где собраны интересные вакансии в сфере digial и IT.
Зарплата.руПопулярный сайт для поиска работы.

Биржи фриланса:

Биржа:Особенности:
KworkОтличная биржа для новичков.
Можно продавать услуги оптимизации сайтов в специальном магазине кворков.
Есть биржа, где заказчики ищут исполнителей.
FL.ruКрупнейшая биржа фриланса в России и СНГ.
Много заказов для SEOшников.
Freelance.ruКрутая биржа, где «СЕОшник» может найти интересный заказ.

Преимущества и недостатки профессии

Рассмотрим основные плюсы и минусы digital-профессии SEO-специалиста.

Преимущества:
Высокая востребованность.
Несколько форматов работы: удаленка, в офисе или фриланс.
Хорошие специалисты зарабатывают от 100 000 рублей в месяц.
Актуальность профессии растет каждый год.
Освоить профессию можно за 2-3 месяца.
Недостатки:
Большая конкуренция.
Многие заказчики требуют мгновенный результат не понимая, что SEO — игра в долгую.

Мини-FAQ: ответы на частые вопросы

В этом разделе — ответы на частые вопросы начинающих SEO-специалистов.

Можно ли самостоятельно освоить профессию SEO-специалиста — с полного нуля?
Да, конечно. Просто на это потребуется больше времени. Плюс нужна постоянная практика.

Поэтому мы рекомендуем обратить внимание на обучающие курсы — так вы быстрее освоите востребованную digital-профессию и начнете зарабатывать первые деньги.
Может ли «СЕОшник» в агентстве заниматься еще и фрилансом?
Зависит от работодателя. Если он не против, то можно совмещать работу в найме и фриланс.
Как стать крутым и востребованным SEO-специалистом?
Рецепт успеха прост: постоянно развивайтесь в своей профессии. Читайте книги, смотрите видео, проходите онлайн-курсы.

Следите за обновлениями поисковых систем. Также не стесняйтесь задавать вопросы более опытным коллегам — в социальных сетях или на форумах.

Итоги

Краткие итоги статьи:

  • SEO-специалист — одна из самых востребованных профессий в сфере digital.
  • Это специалист, который занимается продвижением сайтов в интернете.
  • Начинающие специалисты зарабатывают от 45 000 рублей в месяц. Опытные — более 100 000 рублей в месяц.
  • Чтобы быстро освоить профессию — пройдите онлайн-курсы от известных онлайн-университетов.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: