В этой статье вы узнаете:
- Как написать статью правильно в 2025 году: 11 шагов (и советов).
- Как написать хорошую статью для сайта самому: практические рекомендации.
- Полезные инструменты для проверки готового текста.
Как написать статью самому за 11 шагов: инструкция для новичков
Сразу к практике — поговорим о том, как написать статью самому за 11 шагов. Это универсальная инструкция для новичков: копирайтеров, журналистов, блогеров, научных сотрудников и обычных людей, которые хотят написать статью для своей страницы в ВК.
По этому «плану» вы можете:
- Написать статью для сайта или блога.
- Написать пост для социальной сети.
- Написать заметку в журнал или газету.
Советы, по большей степени, актуальны для информационных статей. Если вы хотите написать коммерческий материал, то изучите наш гайд → «Как написать продающий текст: 10 формул, 20+ примеров, структура».
1. Выбираем тему
На первом этапе важно определиться с темой будущей статьи.
Есть 3 варианта поиска тем для статей:
- Анализируйте конкурентов. Смотрите, какие материалы они публикуют в своих блогах и социальных сетях. Интересные идеи добавьте в свой контент-план.
- Мозговой штурм. Устройте себе «брейнсторм» — сядьте и подумайте, на какую тему можно написать статью.
- Книги. Читайте книги по своей тематике. Например, у вас блог в ВК о психологии и вы хотите написать статью. Почитайте популярные книги по психологии — там вы найдете десятки и сотни идей для контента.
Материал должен быть написан на актуальную тему; в статье важно ответить на конкретный вопрос, который есть у аудитории.
Поэтому во время выбора темы нужно оценить спрос: возможно, что статья затрагивает тему, которая не волнует людей — у них нет проблемы, связанной с тематикой материала.
Чтобы оценить спрос аудитории, используйте сервис Яндекс.Вордстат. Зайдите на платформу и введите ключевое слово, связанное с темой статьи. Например, «как выбрать удочку».
По этому запросу — 5 299 показов в месяц. Спрос есть, значит писать статью на эту тему можно — она соберет трафик в блог или на сайт.
К слову, о блогах: если вы не знаете, что написать в блог, то изучите наш гайд → «О чем писать в блоге: 50 тем, идей и примеров контента».
2. Изучаем целевую аудиторию
На втором этапе нужно провести небольшой анализ целевой аудитории. Нас интересуют такие параметры, как: возраст, интересы, «боли».
Например, вы пишете статью «Как выбрать удочку». Целевая аудитория — рыбаки; мужчины, возрастом от 35 до 75 лет.
При написании статьи важно учитывать интересы и потребности ЦА. Например, «боль» читателя — он не может выбрать удочку до 2 000 рублей, так как на рынке очень много предложений.
Закройте эту проблему в статье: предложите 2-3 варианта дешевых удочек, которые стоит купить.
3. Составляем план статьи
Тему выбрали, портрет читателя составили. Переходим к третьему этапу. Составим план будущей статьи.
Это, возможно, самый важный этап. Он поможет быстро написать качественный материал — вам нужно будет просто следовать заранее подготовленному плану.
Так выглядит план статьи:
- Заголовок.
- Подзаголовок 1.
- Подзаголовок 2.
- Подзаголовок 3.
- Заключение.
Подзаголовки — это разделы (темы), которые вы хотите добавить в статью. Когда есть готовый план материала, вам остается только начать писать — заполняйте каждый раздел информацией, которую хотите донести до читателя.
4. Следуем классической структуре
Чтобы было проще — особенно если вы никогда раньше не писали статьи, — следуйте классической структуре: она состоит из 4 блоков.
Рассмотрим из каких блоков состоит структура статьи в таблице ниже:
Заголовок | Первое, на что обращает внимание — заголовок. Пробежав глазами по заголовку, он решает: стоит читать статью или нет. Поэтому заголовок должен быть информативным и цепляющим. Как вариант, можно воспользоваться фишками, которые используют копирайтеры при составлении продающих заголовков. Отлично работают числа в заголовке: например, «10 способов приготовить запеканку в домашних условиях» или «Как увеличить конверсию рекламы на 50%: кейс». Еще хорошую эффективность показывают вопросительные заголовки: например, «Как научиться зарабатывать в интернете за неделю?» или «Как выбрать удочку, если вы не рыбак?». |
Введение | После заголовка идет введение — лид-абзац. Здесь важно ответить на главный вопрос: «Зачем читать статью дальше?». Лид-абзац должен вызвать интерес у читателя — побудить к прочтению статьи до конца. Поэтому не лейте воду в введении — сразу переходите к сути: перечислите пользу, которую получит читатель в материале. Пример лид-абзаца: «В этой статье мы покажем, как научиться читать быстро. Рассмотрим 10 техник скорочтения; поделимся лайфхаками для новичков». |
Основная часть | Переходим к основной части статьи. Раскройте основную тему статьи — ответьте на все вопросы, которые интересуют целевую аудиторию. Для этого следуйте плану, который вы приготовили на предыдущем этапе. Используйте подзаголовки, обязательно делите текст на абзацы (каждый абзац — по 2-3 предложения) — так статью будет проще читать. Разбавьте простыню текста таблицами, блоками внимания и картинками. Изображения и фотографии помогут дополнить материал — особенно если вы пишете статью в формате инструкции. |
Заключение | Последний блок — заключение. Подведите итог публикации: например, можно перечислить основные тезисы материала. |
5. Придумываем цепляющий заголовок
Для статьи важно придумать цепляющий заголовок. Именно заголовок привлекает внимание аудитории — сначала читатель изучает название статьи, а только потом решает: стоит читать материал или лучше пройти мимо.
Поэтому заголовок должен быть:
- Кратким.
- Информативным.
Еще заголовок должен соответствовать теме статьи. Если материал называется «Как найти удочку», то в тексте вы должны рассказать, как найти удочку.
Можно «усилить» заголовок цифрами: например, «ТОП-20 книг по психологии» или «5 лучших способов приготовить макароны».
6. Собираем информацию для статьи
Перед тем, как начать соберите информацию для статьи. Вам нужно подобрать: факты, цифры, кейсы, примеры.
Изучите чужие статьи на эту тему — возможно, что у конкурентов вы найдете что-то, о чем нужно обязательно рассказать в своей публикации.
Составьте список фактов, которые будут отражены в статье.
7. Пишем лид-абзац
Напишите лид-абзац. Это первый абзац статьи; введение.
Лид должен быть:
- Цепляющим.
- Кратким.
- Информативным.
Лид-абзац вводит читателей в курс дела: изучив введение, они понимают, что ждет их дальше. На этом этапе они принимают решение: стоит ли читать пост/статью до конца.
8. Приступаем к написанию основной части
Информация (она же «фактура») собрана, заголовок написан, лид-абзац готов. Теперь начинайте писать статью — для этого следуйте плану, который приготовили в начале процесса.
Пишите, пишите и старайтесь не останавливаться. Не слушайте внутреннего редактора, который пытается исправить каждую написанную строчку.
Сейчас важно написать черновик статьи — поэтому «вываливайте» в текстовый редактор все, о чем хотите сказать и рассказать.
Разбавляйте текст таблицами, блоками внимания, медиафайлами (видео и изображениями). Обязательно делите текст на абзацы — по 2-3 предложения. Если статья написана в формате «полотно без абзацев», то читатель закроет материал уже через 30 секунд.
9. Составляем заключение
В конце — напишите заключение. Для примера можете взять любую статью в блоге SMMTips.
Один из вариантов заключения — перечисление основных тезисов из статьи. Кратко. Например, в формате маркированного (или нумерованного) списка.
10. Вычитка и редактура
Когда черновик стать готов, разбудите своего «внутреннего редактора» — пришло его время. Вычитайте статью, найдите ошибки — грамматические и логические, — и исправьте их.
В общем, теперь вы не автор, теперь вы — редактор.
11. Публикуем материал
Остался последний шаг. Опубликуйте готовый материал. Например, в блоге, на сайте или в группе во ВКонтакте.
После этого читатели смогут оценить результат вашего труда. А вы сможете немного отдохнуть и похвалить себя за проделанную работу.
Как написать хорошую статью для сайта: полезные советы
Выше были советы и рекомендации, которые актуальны для статей всех форматов: как для классических блоговых постов, так и для заметок в социальных сетях.
Теперь мы поделимся советами, которые помогут написать статью для сайта: например, вы только создали свой сайт и планируете написать первый материал.
Советы станут дополнением к плану из предыдущего раздела и помогут написать статью, которую «полюбят» поисковики.
Собираем ключевые слова
Начнем с главного — со сбора ключевых слов. Ведь мы хотим, чтобы статья заняла ТОП в поисковых системах и начала приносить целевых посетителей (трафик).
Для сбора «ключей» используйте Яндекс.Вордстат. Например, вы хотите написать статью на тему «Как стать психологом».
Введите этот запрос в Вордстат. Откроется список всех ключевых слов — их нужно выписать. Для этого установите расширение Yandex Wordstat Assistant для браузера.
В Вордстате появится блок с ключевыми словами — вы можете добавлять по одному ключу в этот блок или нажать кнопку «Добавить все».
Потом скопируйте все ключевые слова из YWA в отдельную таблицу.
Ключевы запросы — это темы, которые нужно раскрыть в статье. Смотрите: по запросу «Как стать психологом» есть ключ «Стать психологом образование». Нас интересует слово «образование».
У людей есть запрос на тему образования. Это значит, что в статье нужно раскрыть эту тему: например, добавить раздел «Образование для психолога».
Составьте план статьи на основе ключевых слов — по этим «ключам» вы будете привлекать трафик из поисковиков.
Анализируем конкурентов
После того, как вы собрали ключевые слова по теме статьи, перейдем к следующему этапу. Проведите анализ конкурентов.
Для этого:
- Откройте Google или Яндекс.
- Введите название статьи.
- Откройте все сайты, которые находятся в ТОП-10 поисковой выдачи.
Это наши конкуренты. Изучите их статьи. Самое главное — посмотрите на структуру их материалов.
Дальше мы будем использовать статьи конкурентов для составления плана для собственного материала.
Стараемся сделать лучшую статью в интернете
Теперь нужно составить план статьи, чтобы сделать лучшую статью в интернете. Посмотрите, какие подзаголовки есть в публикации конкурентов.
Эти темы нужно раскрыть в своей статье. Но это не все — простой рерайт чужого материала не подойдет. Наша задача — попасть в ТОП поисковой выдачи.
А это значит, что статью нужно дополнить: сделать ее лучше, чем у конкурентов.
Приемы, которые помогут улучшить статью:
- Добавьте графики, таблицы, чек-листы.
- Добавьте разделы, которых нет у конкурентов.
- Раскройте тему статьи подробнее, чем конкуренты.
Пишем и редактируем
Ключевые слова собраны, план составлен. Начинайте писать статью.
Сначала напишите черновик статьи. Потом приступайте к редактуре — удалите лишние блоки, исправьте логические и грамматические ошибки.
После редактуры — опубликуйте статью на сайте (или в блоге).
Проверяем итоговый результат: полезные инструменты
Перед публикацией статьи, вы можете проверить ее на разные параметры: уникальность, грамматические, пунктуационные и лексические ошибки и так далее.
Рассмотрим сервисы для проверки текста в таблице ниже:
Сервис: | Краткое описание: |
Орфограммка | Инструмент для умной проверки пунктуации, грамматики, стилистики. На основе машинного обучения. Находит даже очень сложные ошибки. Просто вставьте текст и получите подробный разбор с советами по исправлению. |
Главред | Сервис, который оценивает читаемость и чистоту текста. Подходит для рекламы, новостей, статей, сайтов, инструкций, писем и коммерческих предложений. Не подходит для стихов, художественной прозы и СМС-диет. |
Text.ru | Удобный инструмент для проверки уникальности текста. |
Итоги
Краткие итоги статьи:
- Написать статью можно за 11 шагов — даже если вы никогда раньше не писали тексты. Следуйте инструкции, которая приведена в этом материала — она подойдет для публикаций любого формата: посты в социальных сетях, записи в блоге, заметки в газетах и журналах.
- Если вы хотите написать статью для сайта, то изучите раздел с рекомендациями, которые помогут написать качественный материал, который «полюбят» поисковики.
- Полученный текст можно проверить на уникальность и найти ошибки. В этом помогут специальные сервисы.