Как правильно написать хорошую статью

Как написать статью правильно: 11 шагов, советы, примеры [Гайд для новичков]

В этой статье вы узнаете:

  • Как написать статью правильно в 2022 году: 11 шагов (и советов).
  • Как написать хорошую статью для сайта самому: практические рекомендации.
  • Полезные инструменты для проверки готового текста.

Как написать статью самому за 11 шагов: инструкция для новичков

Сразу к практике — поговорим о том, как написать статью самому за 11 шагов. Это универсальная инструкция для новичков: копирайтеров, журналистов, блогеров, научных сотрудников и обычных людей, которые хотят написать статью для своей страницы в ВК.

По этому «плану» вы можете:

  • Написать статью для сайта или блога.
  • Написать пост для социальной сети.
  • Написать заметку в журнал или газету.

Советы, по большей степени, актуальны для информационных статей. Если вы хотите написать коммерческий материал, то изучите наш гайд → «Как написать продающий текст: 10 формул, 20+ примеров, структура».

1. Выбираем тему

На первом этапе важно определиться с темой будущей статьи.

Есть 3 варианта поиска тем для статей:

  • Анализируйте конкурентов. Смотрите, какие материалы они публикуют в своих блогах и социальных сетях. Интересные идеи добавьте в свой контент-план.
  • Мозговой штурм. Устройте себе «брейнсторм» — сядьте и подумайте, на какую тему можно написать статью.
  • Книги. Читайте книги по своей тематике. Например, у вас блог в ВК о психологии и вы хотите написать статью. Почитайте популярные книги по психологии — там вы найдете десятки и сотни идей для контента.

Материал должен быть написан на актуальную тему; в статье важно ответить на конкретный вопрос, который есть у аудитории.

Поэтому во время выбора темы нужно оценить спрос: возможно, что статья затрагивает тему, которая не волнует людей — у них нет проблемы, связанной с тематикой материала.

Чтобы оценить спрос аудитории, используйте сервис Яндекс.Вордстат. Зайдите на платформу и введите ключевое слово, связанное с темой статьи. Например, «как выбрать удочку».

Оцениваем спрос на статью в Вордстате
После того, как вы выбрали тему статьи, обязательно оцените спрос на эту тематику в «Вордстате»

По этому запросу — 5 299 показов в месяц. Спрос есть, значит писать статью на эту тему можно — она соберет трафик в блог или на сайт.

К слову, о блогах: если вы не знаете, что написать в блог, то изучите наш гайд → «О чем писать в блоге: 50 тем, идей и примеров контента».

2. Изучаем целевую аудиторию

На втором этапе нужно провести небольшой анализ целевой аудитории. Нас интересуют такие параметры, как: возраст, интересы, «боли».

Например, вы пишете статью «Как выбрать удочку». Целевая аудитория — рыбаки; мужчины, возрастом от 35 до 75 лет.

При написании статьи важно учитывать интересы и потребности ЦА. Например, «боль» читателя — он не может выбрать удочку до 2 000 рублей, так как на рынке очень много предложений.

Закройте эту проблему в статье: предложите 2-3 варианта дешевых удочек, которые стоит купить.

Таким образом, зная свою целевую аудиторию, вы сможете писать хорошие статьи, которые решают конкретные проблемы пользователей и дают ответы на популярные вопросы.

3. Составляем план статьи

Тему выбрали, портрет читателя составили. Переходим к третьему этапу. Составим план будущей статьи.

Это, возможно, самый важный этап. Он поможет быстро написать качественный материал — вам нужно будет просто следовать заранее подготовленному плану.

Так выглядит план статьи:

  • Заголовок.
  • Подзаголовок 1.
  • Подзаголовок 2.
  • Подзаголовок 3.
  • Заключение.

Подзаголовки — это разделы (темы), которые вы хотите добавить в статью. Когда есть готовый план материала, вам остается только начать писать — заполняйте каждый раздел информацией, которую хотите донести до читателя.

4. Следуем классической структуре

Чтобы было проще — особенно если вы никогда раньше не писали статьи, — следуйте классической структуре: она состоит из 4 блоков.

Рассмотрим из каких блоков состоит структура статьи в таблице ниже:

ЗаголовокПервое, на что обращает внимание — заголовок. Пробежав глазами по заголовку, он решает: стоит читать статью или нет.
Поэтому заголовок должен быть информативным и цепляющим. Как вариант, можно воспользоваться фишками, которые используют копирайтеры при составлении продающих заголовков.

Отлично работают числа в заголовке: например, «10 способов приготовить запеканку в домашних условиях» или «Как увеличить конверсию рекламы на 50%: кейс».

Еще хорошую эффективность показывают вопросительные заголовки: например, «Как научиться зарабатывать в интернете за неделю?» или «Как выбрать удочку, если вы не рыбак?».
ВведениеПосле заголовка идет введение — лид-абзац. Здесь важно ответить на главный вопрос: «Зачем читать статью дальше?».

Лид-абзац должен вызвать интерес у читателя — побудить к прочтению статьи до конца. Поэтому не лейте воду в введении — сразу переходите к сути: перечислите пользу, которую получит читатель в материале.

Пример лид-абзаца: «В этой статье мы покажем, как научиться читать быстро. Рассмотрим 10 техник скорочтения; поделимся лайфхаками для новичков».
Основная частьПереходим к основной части статьи. Раскройте основную тему статьи — ответьте на все вопросы, которые интересуют целевую аудиторию.

Для этого следуйте плану, который вы приготовили на предыдущем этапе. Используйте подзаголовки, обязательно делите текст на абзацы (каждый абзац — по 2-3 предложения) — так статью будет проще читать.

Разбавьте простыню текста таблицами, блоками внимания и картинками. Изображения и фотографии помогут дополнить материал — особенно если вы пишете статью в формате инструкции.
ЗаключениеПоследний блок — заключение. Подведите итог публикации: например, можно перечислить основные тезисы материала.

5. Придумываем цепляющий заголовок

Для статьи важно придумать цепляющий заголовок. Именно заголовок привлекает внимание аудитории — сначала читатель изучает название статьи, а только потом решает: стоит читать материал или лучше пройти мимо.

Читайте также:  Как правильно написать объявление о продаже: образец структуры, примеры + 6 продающих «фишек»

Поэтому заголовок должен быть:

  • Кратким.
  • Информативным.

Еще заголовок должен соответствовать теме статьи. Если материал называется «Как найти удочку», то в тексте вы должны рассказать, как найти удочку.

Можно «усилить» заголовок цифрами: например, «ТОП-20 книг по психологии» или «5 лучших способов приготовить макароны».

6. Собираем информацию для статьи

Перед тем, как начать соберите информацию для статьи. Вам нужно подобрать: факты, цифры, кейсы, примеры.

Изучите чужие статьи на эту тему — возможно, что у конкурентов вы найдете что-то, о чем нужно обязательно рассказать в своей публикации.

Составьте список фактов, которые будут отражены в статье.

7. Пишем лид-абзац

Напишите лид-абзац. Это первый абзац статьи; введение.

Лид должен быть:

  • Цепляющим.
  • Кратким.
  • Информативным.
Как написать лид-абзац для статьи — пример «Текстерры»
Пример лид-абзаца в блоге «Текстерры»

Лид-абзац вводит читателей в курс дела: изучив введение, они понимают, что ждет их дальше. На этом этапе они принимают решение: стоит ли читать пост/статью до конца.

8. Приступаем к написанию основной части

Информация (она же «фактура») собрана, заголовок написан, лид-абзац готов. Теперь начинайте писать статью — для этого следуйте плану, который приготовили в начале процесса.

Пишите, пишите и старайтесь не останавливаться. Не слушайте внутреннего редактора, который пытается исправить каждую написанную строчку.

Сейчас важно написать черновик статьи — поэтому «вываливайте» в текстовый редактор все, о чем хотите сказать и рассказать.

Разбавляйте текст таблицами, блоками внимания, медиафайлами (видео и изображениями). Обязательно делите текст на абзацы — по 2-3 предложения. Если статья написана в формате «полотно без абзацев», то читатель закроет материал уже через 30 секунд.

9. Составляем заключение

В конце — напишите заключение. Для примера можете взять любую статью в блоге SMMTips.

Пример заключения для статьи
Так выглядит финальная часть статей в блоге SMMTips

Один из вариантов заключения — перечисление основных тезисов из статьи. Кратко. Например, в формате маркированного (или нумерованного) списка.

10. Вычитка и редактура

Когда черновик стать готов, разбудите своего «внутреннего редактора» — пришло его время. Вычитайте статью, найдите ошибки — грамматические и логические, — и исправьте их.

В общем, теперь вы не автор, теперь вы — редактор.

11. Публикуем материал

Остался последний шаг. Опубликуйте готовый материал. Например, в блоге, на сайте или в группе во ВКонтакте.

После этого читатели смогут оценить результат вашего труда. А вы сможете немного отдохнуть и похвалить себя за проделанную работу.

Как написать хорошую статью для сайта: полезные советы

Выше были советы и рекомендации, которые актуальны для статей всех форматов: как для классических блоговых постов, так и для заметок в социальных сетях.

Теперь мы поделимся советами, которые помогут написать статью для сайта: например, вы только создали свой сайт и планируете написать первый материал.

Советы станут дополнением к плану из предыдущего раздела и помогут написать статью, которую «полюбят» поисковики.

Собираем ключевые слова

Начнем с главного — со сбора ключевых слов. Ведь мы хотим, чтобы статья заняла ТОП в поисковых системах и начала приносить целевых посетителей (трафик).

Для сбора «ключей» используйте Яндекс.Вордстат. Например, вы хотите написать статью на тему «Как стать психологом».

Введите этот запрос в Вордстат. Откроется список всех ключевых слов — их нужно выписать. Для этого установите расширение Yandex Wordstat Assistant для браузера.

В Вордстате появится блок с ключевыми словами — вы можете добавлять по одному ключу в этот блок или нажать кнопку «Добавить все».

Добавляем ключи для статьи из Вордстата в YWA
Добавляем все ключевые слова в YWA

Потом скопируйте все ключевые слова из YWA в отдельную таблицу.

Ключевы запросы — это темы, которые нужно раскрыть в статье. Смотрите: по запросу «Как стать психологом» есть ключ «Стать психологом образование». Нас интересует слово «образование».

У людей есть запрос на тему образования. Это значит, что в статье нужно раскрыть эту тему: например, добавить раздел «Образование для психолога».

Аналогичным образом проанализируйте все «ключи» — для каждого запроса есть LSI слово, которое нужно добавить в текст. Например, по запросу «Как стать психологом» есть ключ «Как стать психологом самостоятельно». Это значит, что в статье нужно раскрыть и тему того, как самостоятельно освоить профессию.

Составьте план статьи на основе ключевых слов — по этим «ключам» вы будете привлекать трафик из поисковиков.

Анализируем конкурентов

После того, как вы собрали ключевые слова по теме статьи, перейдем к следующему этапу. Проведите анализ конкурентов.

Для этого:

  1. Откройте Google или Яндекс.
  2. Введите название статьи.
  3. Откройте все сайты, которые находятся в ТОП-10 поисковой выдачи.

Это наши конкуренты. Изучите их статьи. Самое главное — посмотрите на структуру их материалов.

Дальше мы будем использовать статьи конкурентов для составления плана для собственного материала.

Стараемся сделать лучшую статью в интернете

Теперь нужно составить план статьи, чтобы сделать лучшую статью в интернете. Посмотрите, какие подзаголовки есть в публикации конкурентов.

Эти темы нужно раскрыть в своей статье. Но это не все — простой рерайт чужого материала не подойдет. Наша задача — попасть в ТОП поисковой выдачи.

А это значит, что статью нужно дополнить: сделать ее лучше, чем у конкурентов.

Приемы, которые помогут улучшить статью:

  • Добавьте графики, таблицы, чек-листы.
  • Добавьте разделы, которых нет у конкурентов.
  • Раскройте тему статьи подробнее, чем конкуренты.

Пишем и редактируем

Ключевые слова собраны, план составлен. Начинайте писать статью.

Сначала напишите черновик статьи. Потом приступайте к редактуре — удалите лишние блоки, исправьте логические и грамматические ошибки.

После редактуры — опубликуйте статью на сайте (или в блоге).

Проверяем итоговый результат: полезные инструменты

Перед публикацией статьи, вы можете проверить ее на разные параметры: уникальность, грамматические, пунктуационные и лексические ошибки и так далее.

Рассмотрим сервисы для проверки текста в таблице ниже:

Сервис:Краткое описание:
ОрфограммкаИнструмент для умной проверки пунктуации, грамматики, стилистики. На основе машинного обучения. Находит даже очень сложные ошибки.

Просто вставьте текст и получите подробный разбор с советами по исправлению.
ГлавредСервис, который оценивает читаемость и чистоту текста. Подходит для рекламы, новостей, статей, сайтов, инструкций, писем и коммерческих предложений.

Не подходит для стихов, художественной прозы и СМС-диет.
Text.ruУдобный инструмент для проверки уникальности текста.

Итоги

Краткие итоги статьи:

  • Написать статью можно за 11 шагов — даже если вы никогда раньше не писали тексты. Следуйте инструкции, которая приведена в этом материала — она подойдет для публикаций любого формата: посты в социальных сетях, записи в блоге, заметки в газетах и журналах.
  • Если вы хотите написать статью для сайта, то изучите раздел с рекомендациями, которые помогут написать качественный материал, который «полюбят» поисковики.
  • Полученный текст можно проверить на уникальность и найти ошибки. В этом помогут специальные сервисы.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: